Инструментарий ТРИЗ для эффективности развития soft-skills учащихся обсудили на ПМОФ-2024

Инновационная деятельность - Инновационная деятельность
Печать
f5xls5hfxkg   

25 марта 2024 года Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества выступил организатором региональной научно-практической конференции «ТРИЗ как инструмент эффективного развития надпрофессиональных компетенций учащихся» (для руководителей, педагогических работников, специалистов дополнительного образования детей)» в рамках XIV Петербургского международного образовательного форума. Мероприятие прошло при участии партнера - исторического парка "Россия - Моя история" Санкт-Петербург.
В конференции приняли участие 150 человек.
Первая часть конференции была представлена стендовыми докладами из опыта работы педагогов Санкт-Петербурга и мастер-классами.

Началось пленарное заседание с минуты молчания в знак скорби по погибшим в "Крокус Сити Холл" в Подмосковье 22 марта 2024 года.

 

cqd1f4o5a9g

kjy2eonhykk

fegnd8hbm y

nwtgjunygnm 

 

Открыл конференцию директор Санкт-Петербургского городского центра детского технического творчества, руководитель ГУМО заведующих отделами технического творчества ГОУ, отличник народного просвещения, заслуженный тренер России Антон Николаевич Думанский:

"Сегодня мы открываем традиционную уже, ежегодную научно-техническую конференцию. В этом году она посвящена тем методам и приемам ТРИЗ, которые могут серьезно влиять на формирование инженерного мышления наших обучающихся. ТРИЗ получил "второе дыхание": увеличивается количество участников и учреждений проводимых нашим Центром Олимпиады по ТРИЗ, Всероссийской "ИКаРиады", нашей консультации просят учреждения профессионального образования, вышей школы. Удачной работы нашей конференции!"
Модератором сессионной части выступила Анна Александровна Котова, к.п.н., заместитель директора по УМР Санкт-Петербургского городского центра детского технического творчества, методист.

В конференции приняли участие специалисты системы основного и дополнительного образования детей и высшего профессионального образования (РГПУ им. А.И. Герцена / Herzen University, Санкт-Петербургский политехнический университет и ГУМО педагогов дополнительного образования по направлению «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)».

Основное направление профессионального диалога касалось вопросов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) как инструментария для развития межпредметных навыков и функциональной грамотности.

В трех сессиях конференции спикеры и участники обсуждали пути достижения системного эффекта в образовании; исторический процесс становления ТРИЗ, повышение качества подготовки обучающихся, мотивирующим эффектом Олимпиады по ТРИЗ, формирование 4К-компетенций.

Спикерами - участниками дискуссий стали:
- Александр Васильевич Кислов -мастер ТРИЗ, к.т.н., преподаватель-методист ТРИЗ, руководитель РА ТРИЗ, РОО "ТРИЗ-Петербург", ректор СПб МОУ ТРИЗ им. В.В. Митрофанова;
- Ирина Юнусовна Азизова - профессор, д.п.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена;
- Ольга Владимировна Колосова - профессор, д.т.н, профессор ВШТП СПбГУ Петра Великого, руководитель реализации Президентской программы, ЕМВА "Лидеры цифровой трансформации";
- Раиса Викторовна Трофименко - ст. методист, руководитель ГУМО преподавателей ТРИЗ СПб, сертифицированный специалист по ТРИЗ, заведующая ОНТТ Санкт- Петербургского городского центра детского технического творчества;
- Вероника Александровна Тургель - к.п.н, доцент, преподаватель ИПП "Иматон", Международной школы арт-терапии, доцент ЛГУ им. А.С. Пушкина;
- Надежда Сергеевна Косолапкина - преподаватель ТРИЗ, член союза детских писателей;
- Ольга Геннадьевна Костюхина - ПДО по ТРИЗ, победитель учрежденческого тура конкурса "Сердце отдаю детям" Санкт- Петербургского городского центра детского технического творчества.

Приятным подарком для Центра стал книга А.В. Кислова "ТРИЗ и алгоритмы мышления" с подписью автора. По результатам мероприятия будет издан ежегодный сборник статей и докладов, в который войдут лучшие выступления и стендовые доклады, а так же статьи специалистов дополнительного образования по теме конференции.

После пленарного заседания участники посетили экскурсию "Музейное пространство - эффективный путь социального партнерства". Такие экскурсии стали традицией конференций, проводящихся Cанкт-Петербургским городским центром детского технического творчества
Благодарим исторический парк "Россия - Моя история" Санкт-Петербург за теплый прием.
Фотоальбом

Петербургский образовательный форум проходит в Санкт-Петербурге ежегодно с 2010 года, становясь площадкой для обмена опытом, мнениями между ведущими специалистами в области образования в России и за рубежом. официальный сайт форума.

ПРОГРАММА

Пленарное заседание:

1 сессия «Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ»

«ТРИЗ история становления и современность» Кислов Александр Васильевич - мастер ТРИЗ, кандидат технических наук, преподаватель-методист ТРИЗ, руководитель РА ТРИЗ, руководитель РОО "ТРИЗ-Петербург", ректор СПб МОУ ТРИЗ им. В.В. Митрофанова

«ТРИЗ как тренажер развития soft skills»
Азизова Ирина Юнусовна - профессор. д.п.н, доцент РГПУ им. А.И. Герцена

2 сессия «Пути достижения системного эффекта в образовании»

«Инструментарий ТРИЗ для повышения качества подготовки обучающихся основных и дополнительных образовательных программ» Колосова Ольга Владимировна - профессор, д.т.н., профессор Высшей школы технологичесого предпринимательства СПбГУ Петра Великого, руководитель реализации Президентской программы в СПбГУ Петра Великого, руководитель ЕМВА "Лидеры цифровых трансормаций" 

«Олимпиада по ТРИЗ как эффективный инструмент мотивации учащихся к занятиям научно-техническим творчеством» Трофименко Раиса Викторовна - ст. методист, руководитель ГУМО преподавателей ТРИЗ СПб, сертифицированный специалист по ТРИЗ

3 сессия «ТРИЗ технологии в образовании»

«Творчество и креативность в современных образовательных и социальных реалиях» Тургель Вероника Александровна - к.п.н, доцент, преподаватель Института практической психологии "Иматон", преподаваетль Международной школы арт-терапии, член национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики "Арт-терапевтическая ассоциация" на РАТ НП, доцент ЛГУ им. А.С. Пушкина

«Как сделать преподавание ТРИЗ интересным для детей» Косолапкина Надежда Сергеевна - преподаватель ТРИЗ, член союза писателей

«Формирование функциональной грамотности в рамках дополнительной образовательной программы "Супермышление и мир вокруг"» Костюхина Ольга Геннадьевна - ПДО по РИЗ, победитель учрежденческого тура конкурса "Сердце отдаю детям"

Модератор: Котова Анна Александровна -кандидат педагогических наук, заместитель директора по УМР ГБНОУ СПбГЦДТТ, методист.

Стендовые доклады:

1.«Креативное мышление – фокус интеграции дополнительного и общего образования», Рыжикова Н.А., Старовская Е.А., Козлова Е.В., ГБУ ДО ДТДиМ Колпинского района

2.«Использование креативных технологий в развитии творческого мышления младших школьников», Аксенова А.В., Данилина В.М., ГБОУ СОШ №223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района

3.«Применение ТРИЗ - технологии на занятиях дополнительных общеразвивающих программ ГБНОУ СПбГЦДТТ», Костюхина О.Г., Колчина Э.А., Трофименко Л.А., ГБНОУ СПбГЦДТТ

4.«Формирование креативного мышления в рамках реализации ДОП «Растровая графика», Белкова А.В., ГБНОУ СПбГЦДТТ

5.«Дизайн как система креативного мышления», Галеркина Е.А., ГБНОУ СПбГЦДТТ

6.«Формирование функциональной грамотности на занятиях по мехатронике», Баранов И.К., ГБНОУ СПбГЦДТТ

7.Развитие креативного мышления средствами начального технического моделирования», Сушинин Р.О., ГБНОУ СПбГЦДТТ

8.«Ментальные карты при изучении ТРИЗ», Назаренко Г.В., ГБНОУ СПбГЦДТТ

9.«Развитие креативного мышления на занятиях трехмерного моделирования», Карабут К.Ю., ГБНОУ СПбГЦДТТ

10. «Развитие креативного мышления сотрудников предприятия по внедрению внутреннего предпринимательства» - Санкт-Петербургский университет им. Петра Великого, профессор, д.т.н., профессор Высшей школы технологического предпринимательства Колосова Ольга Владимировна, аспирант специальности 2.3.4. Споденейко Тимофей Алексеевич.

Список мастер-классов:

1. "Развитие креативной логики на занятиях в системе допобразования детей", Силуянова Н.В., ГБУ ДО ДТ "У Вознесенского моста"

2. "Знакомство с противоречиями и ресурсами на уроках ТРИЗ", Гущин А.В., ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района