Версия для слабовидящих
Главная Наши отделы Отдел научно-технического творчества

Отдел научно-технического творчества

E-mail Печать
 
Раиса Викторовна Трофименко

Заведующая отделом - Раиса Викторовна Трофименко – опытный руководитель, методист и педагог высшей квалификационной категории, специалист по ТРИЗ, Отличник народного просвещения. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации приоритетного национального проекта «Образование».

В отделе по 14 образовательным программам обучается более 780 воспитанников.

Детские объединения этого «умного» отдела решают важную задачу приобщения детей к научно-техническому творчеству. Нашей стране нужны талантливые инженеры и ученые – творцы новых инновационных технологий, и путь в науку и технику для многих из них начинается здесь.

Задачу введения учащихся в удивительный мир науки и техники решают творческие коллективы отдела, работающие по целому ряду современных направлений: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), робототехника, радиоэлектроника, химико-техническое проектирование, дальняя и космическая радиосвязь, скоростная радиотелеграфия и радиосвязь на КВ и УКВ, спортивная радиопеленгация (охота на лис), развивающее обучение дошкольников и младших школьников: «Познайка» и «Пифагорик». Для самых маленьких работает студия раннего развития «Олимпия».

Результаты работы отдела наглядно проявляются в достижениях его воспитанников. Ребята – неизменные лауреаты конкурсов Российской ассоциации ТРИЗ, Всероссийской научно-технической олимпиады, городских конкурсов «Будущее России в высоких технологиях» и «От идеи до воплощения», городской олимпиады по ТРИЗ, городских и всероссийских олимпиад и выставок научно – технического творчества, конференций юных исследователей. Заработанные собственным умом и руками награды помогают воспитанникам отдела при поступлении в высшие учебные заведения инженерного профиля.

Образовательные программы отдела

«Инженерное проектирование робототехнических и мехатронных систем»

Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог: Юров А.В., Михайлов М.В.
Уровень освоения программы: допрофессиональный
Направленность: техническая

Основной целью программы является комплексное изучение различных аспектов робототехники и робототехнических систем (РС), среди которых можно выделить следующие:

  • Основы робототехники.
  • Структура РС
  • Компоненты РС
  • Управление РС
  • Проектирование РС.
  • Применение РС

Программа разделена на теоретический и практический курсы, находящихся в неразрывной связи и идущих параллельно.

Теоретический курс предполагает изучение широкого круга задач по схеме «от простого – к сложному», начиная от основ робототехники, заканчивая вопросами проектирования реальных промышленных роботов. Для проведения теоретических занятий будет использовано современное дидактическое обеспечение и презентационное оборудование, в полной мере обеспечивающее наглядность и ясность излагаемого материала.

Практический курс касается различных аспектов построения РС по схеме «от элементов – к системе в целом», начиная от механической части робота, заканчивая программным обеспечение для его управления. Для проведения практических занятий будет использовано лабораторное оборудование на базе различных робототехнических компонентов, образцов реальных промышленных и мобильных роботов.

Большое внимание в программе будет уделено изучению вопросов проектирования РС и последующего их применения, что позволит будущим выпускникам эффективно использовать полученные теоретические и практические знания и умения в процессе получения высшего образования и последующей профессиональной деятельности.

Содержание программы направлено на развитие у учащихся интереса к любимому делу и сопутствующим направлениям техники, выработку самостоятельности и инициативы, умения и желания работать в коллективе, чувства ответственности, а также стремления повысить свою квалификацию.

Основы робототехники

Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Голубев И.А., Кутузова Г.Н.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Программа ориентирована на разносторонние интересы учащихся, в соответствии с их возрастом, характером и уровнем образования. Программа предусматривает гибкое сочетание предлагаемого теоретического материала с активной практической деятельности учащихся.

Цель программы - изучение учащимися основ современной робототехники и создание условий для приобретения ими практических навыков по решению предлагаемых технических задач в составе творческого коллектива, а также необходимых знаний и опыта для самостоятельного творческого решения поставленных технических задач.

Каждый из учащихся, в зависимости от собственных интересов и склонностей, имеет возможность получить углубленную подготовку в одном или нескольких направлений выбранной области техники.

«Основы спортивной радиопеленгации»

Возраст обучающихся: 8-17 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог: Левкина Л.Д.
Уровень освоения программы: углубленный
Направленность: техническая

Спортивная радиопеленгация – это синтез оперативной радиопеленгации и бега по пересеченной местности. В этом виде спорта ребенок получает разносторонние знания по радиопеленгации, телеграфной азбуке, знакомится с передающей и приемной радиоаппаратурой, обучается технике радиопеленгации и технике передвижения.

Материал в образовательной программе излагается по трем направлениям:

  1. теоретическая подготовка
  2. обучение технике передвижения
  3. обучение технике радиопеленгации.

Задачи программы: формирование мотивации к занятиям спортом вообще и спортивной радиопеленгацией в частности; обучение основам техники спортивной радиопеленгации, кроссового бега, лыжных ходов; овладение навыками быстрого и точного чтения карты в движении; общая физическая подготовка; укрепление здоровья, развитие зрительной и логической памяти, тактического мышления и устойчивости внимания.

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися на занятиях и во время соревнований. Участие в соревнованиях является обязательным элементом программы.

«Радиотехника»

Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 2 год
Педагог: Махров А.Л., Махрова В.В.
Уровень освоения программы: углубленный
Направленность: техническая

Данная программа является многопрофильной программой, ориентированной на разнообразные интересы и склонности обучающихся, зависящие от их возраста, характера, воспитания.

Цель программы – подготовка юных радиолюбителей широкого профиля в области радиосвязи.

Развивающая программа «Творчество в каждом из нас» (на базе ТРИЗ)

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Педагог: Трофименко Р.В.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Новизна программы:

  • Авторский подход к организации разнообразной деятельности по творческому применению знаний, к социально-личностному развитию ребенка.
  • Создание системы игрового взаимодействия с ребенком с целью освоения им алгоритма творческой деятельности, формирующей нестандартный способ мышления, развивающий логико-аналитические способности и склонности, как к точному, так и образному мышлению, обеспечивающий позитивное взаимодействие в системе семья – ребенок – педагог.
  • Реализация новой формы социального партнерства с учреждениями культуры, с семьей.

Особенностью образовательного процесса по программе является создание условий для сотворчества ребенка и родителя, их эмоционального сближения, приобретения ими конструктивного коммуникативного опыта взаимодействия; Системный подход к развитию личности ребенка (развитие мышления, формирование культуры изобретательского мышления, социально – личностное развитие); Программа содержит теоретическую, практическую части и социальное партнерство.

Данную программу рекомендуется использовать в УДОД в рамках интеграции общего и дополнительного образования и в ОДОД на базе школ и гимназий.

«Развивающее обучение дошкольников и младших школьников» «Познайка»

Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог: Браилица Е.И.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка.

Программа предназначена для развития мышления и формирования у детей 6-7 лет первоначальных представлений о математике и начальных представлений о слове, предложении, а также начальных умений моделирования.

Во время занятий развивается представление об окружающем мире, формируется логическое мышление и воображение, раскрывается творческий потенциал ребенка.

В программе используются игровые педагогические технологии. Структура программы строится с учетом знаний, умений и навыков детей 6-7 лет и предполагает постепенное углубление и расширение знаний в области математики и русского языка. Объекты моделирования подбираются, исходя из интересов обучающихся, с учётом их возраста, а также потребности детей в познавательной и творческой деятельности.

«Развитие интеллекта и творческих способностей (с элементами ТРИЗ) «Пифагорик» (студия раннего развития)

Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Гидзинская Л.Б.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в раннем развитии интеллектуальных и творческих способностей детей, в возрождении интереса детей к современной технике, в воспитании культуры поведения. Для этого необходимо развитие творческого потенциала в интеллектуальной, психической и духовной сферах, как одарённых детей, так и детей с проблемами развития с учетом возрастных и личностных особенностей, дошкольников и младших школьников.

Цель программы – развитие творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование системного подхода к явлениям окружающего мира.

Новизна программы состоит в том, что разработана система интегрированных занятий для детей младшего школьного возраста, включающая психологическую, интеллектуальную (теоретическую), практическую (закрепляющую) части. Каждое занятие имеет общую сюжетную линию, и дети имеют возможность прожить (проиграть) её, в игре выполняя упражнения, которые являются развивающими и обучающими, выполняя поделку для закрепления пройденного.

Программа направлена на адаптацию обучающихся к жизни: умение общаться с детьми и взрослыми, адаптацию к обучению в 1 или 5 классах, решение проблемных ситуаций.

«Технология творческого мышления» (основы ТРИЗ с элементами дизайна и профориентация)

Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог: Назаренко Г.В.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: художественная

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Сегодня востребованность в молодых людях с системным и творческим мышлением особенно необходима для успешной профессиональной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что в образовательном процессе в органическом единстве у обучающихся развиваются навыки самостоятельной творческой работы, элементы технологической и проектной культуры, как важные составляющие культуры современного человека.

Настоящая программа ставит ЦЕЛЬ:

  • создание условий для становления творческой личности, а также создание условий для реализации поисковой активности и приобретения навыков эффективного решения проблем.
  • создание условий для формирования общественно-активной творческой личности, способной эффективно решать собственные проблемы и проблемы социума.

Программа построена по спиральной структуре внутри каждой ступени обучения. Она предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие опыта творческой деятельности, умений и навыков детей от одного года обучения к другому. Программа является модульной по отношению к ступеням обучения. Учащиеся могут начать обучение с любой ступени программы имея необходимый минимум знаний.

«Введение в ТРИЗ. Мастерская изобретателя»

Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 4 года
Педагог: Рубина Н.В.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: научно-техническая

Новизна программы состоит в том, что ее основные блоки разработаны на основе системы качеств творческого мышления, необходимых для овладения методами научно-исследовательской деятельности и, соответственно в процессе освоения программы проводится диагностика развития именно этих качеств мышления.

Актуальность программы состоит в том, что в быстроизменяющемся мире современной цивилизации для детей наиболее важным является развитие мышления; формирование умений и навыков работы с информацией; знакомство с методами решения творческих задач.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы состоит в том, чтобы на различном материале, доступном детям младшего школьного возраста, раскрывать возможности творческого преобразования их собственного мира, формировать навыки изобретательского мышления с помощью методов ТРИЗ и создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.

Научные основы инновационных технологий. «Химико-техническое проектирование»

Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Давыдов В.Н.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Цель программы - создание условий для развития личности ребенка, а также формирование у учащихся основ проектной культуры преимущественно на материале химии, совершенствование предметных знаний, умений, навыков.

Основные концептуальные положения:

  1. Работа по программе должна строиться как неотъемлемый компонент системы среднего и дополнительного образования с учетом общей тенденции перехода к гуманистическому, личностно-ориентированному культуросообразному образованию (в рамках Концепции модернизации образования).
  2. Работа по программе должна быть тесно интегрирована с урочной работой по химии и другим предметам естественно-научного и гуманитарного циклов. В качестве оснований такой интеграции выступают содержание обучения химии и другим предметам и филогенетические закономерности развития исторических типов сознания и деятельности.
  3. Реализация программы предусматривает создание культуротворческой среды, обеспечивающей самореализацию и межличностное общение учеников как наследников и творцов проектной культуры.
  4. В основе реализации программы лежит система педагогических принципов. В качестве ведущего мы выделяем принцип гуманизации, поскольку он связывает основные педагогические понятия (воспитание, обучение, развитие), предусматривает ориентацию работы на развитие личности в соответствии с её природными задатками и сформировавшейся системой ценностей, что обеспечивает включение её в качестве “наследника” и субъекта в проектную культуру.

«Радиосвязь»

Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог: Стрибный О.Ю., Протацкий В.Г.
Уровень освоения программы: углубленный
Направленность: техническая

Целью данной программы является подготовка юных радиолюбителей широкого профиля в области радиосвязи.

Принцип организации учебного процесса в объединении, структура и содержание программы направлены на развитие у обучающихся инициативы, творческой самостоятельности, интереса к различным направлениям в радиосвязи, стремления повысить свою техническую и спортивную квалификацию

В программу первого года обучения входят: радиотелеграфия, английский язык для эфира, операторская подготовка, начальная техническая подготовка, проведение наблюдений в эфире за работой служебных и любительских радиостанций, практическая радиосвязь на коротких волнах и УКВ.

В программу второго года обучения входят:

обучение техники проведения международной радиосвязи; занятия по совершенствованию операторского мастерства; углубленное обучение скоростной радиотелеграфии и радиомногоборью; программирование и использования компьютера в радиосвязи.

Обучение в лаборатории осуществляется по различным направлениям в радиосвязи. В зависимости от интересов и склонностей обучающихся, каждый из них получает углубленную подготовку в одном или нескольких направлениях радиосвязи.

«Техника и творчество» с основами ТРИЗ

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Давыдова В.Ю., Матюшенко А.В.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Актуальность программы обусловлена:

  • необходимостью развития опыта творческой деятельности;
  • недостаточностью методик по развитию опыта творческой деятельности младших школьников на занятиях в детских объединениях начального технического моделирования (НТМ).

В программе органично сочетаются элементы НТМ с основами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в зависимости от тематики занятий. Для развития опыта творческой деятельности по данной системе на занятиях в детском объединении НТМ используются элементы ТРИЗ, творческие задания, задания по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Учащимся предоставляется возможность привносить свои личные знания, наблюдения, суждения в ходе изучения материала. Учащиеся изначально включаются в творческую деятельность во всех случаях, где имеется возможность осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала и его осмысление. Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности

«Теория решения изобретательских задач. Твори, выдумывай, пробуй»

Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Бондарева В.В., Слуцкер Т.М.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Новизна программы состоит в авторском подходе к интеграции метода проектов и методов ТРИЗ, на основе коллективных творческих дел. Это способствует переходу от репродуктивных форм обучения к творческим формам обучения и формированию информационно-коммуникативных умений, таких как, умение работать в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссий, защита своей точки зрения и др. В образовательном процессе в органичном единстве у обучающихся формируется системно-диалектическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности, элементы технологической и проектной культуры, как важные составляющие культуры современного человека.

Программа ставит ЦЕЛЬ: развитие индивидуальных способностей и самореализация личности ребенка на основе формирования интереса к научно – техническому творчеству в процессе обучения методам решения изобретательских задач.

Программа предполагает постепенное расширение знаний и углубление их, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления творческого продукта.

 

Контакты

Тел.: +7-812-241-27-01 
Факс: +7-812-241-27-02

Ежедневно: 10:00-18:30

Почта: gorcentr@mail.ru
info@center-tvorchestva.ru

Фактический адрес: 191036, Россия, Санкт-Петербург, улица 6-я Советская, дом 3

Вход для пользователей


Независимая оценка качества

Подробнее...

Письма выпускников

Шарики Узнай из первых уст о нашем Центре...
Прочитать... Написать...

Единый календарь событий Санкт-Петербурга на 2018 год

Единый срок уплаты налога


Автопробег

Автопробег

"Нам дороги эти забыть нельзя..."

Петербургский экран

Петербургский экран

Международный фестиваль


Виват технари!

Виват технари!

Программа мероприятий для воспитанников центра

Спартакиада

Спартакиада

По техническим и прикладным видам спорта