Версия для слабовидящих
Главная Наши отделы Отдел научно-технического творчества

Отдел научно-технического творчества

E-mail Печать
 
Раиса Викторовна Трофименко

Заведующая отделом - Раиса Викторовна Трофименко – опытный руководитель, методист и педагог высшей квалификационной категории, специалист по ТРИЗ, Отличник народного просвещения. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации приоритетного национального проекта «Образование».

В отделе по 14 образовательным программам обучается более 780 воспитанников.

Детские объединения этого «умного» отдела решают важную задачу приобщения детей к научно-техническому творчеству. Нашей стране нужны талантливые инженеры и ученые – творцы новых инновационных технологий, и путь в науку и технику для многих из них начинается здесь.

Задачу введения учащихся в удивительный мир науки и техники решают творческие коллективы отдела, работающие по целому ряду современных направлений: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), робототехника, радиоэлектроника, химико-техническое проектирование, дальняя и космическая радиосвязь, скоростная радиотелеграфия и радиосвязь на КВ и УКВ, спортивная радиопеленгация (охота на лис), развивающее обучение дошкольников и младших школьников: «Познайка» и «Пифагорик». Для самых маленьких работает студия раннего развития «Олимпия».

Результаты работы отдела наглядно проявляются в достижениях его воспитанников. Ребята – неизменные лауреаты конкурсов Российской ассоциации ТРИЗ, Всероссийской научно-технической олимпиады, городских конкурсов «Будущее России в высоких технологиях» и «От идеи до воплощения», городской олимпиады по ТРИЗ, городских и всероссийских олимпиад и выставок научно – технического творчества, конференций юных исследователей. Заработанные собственным умом и руками награды помогают воспитанникам отдела при поступлении в высшие учебные заведения инженерного профиля.

Образовательные программы отдела

«Инженерное проектирование робототехнических и мехатронных систем»

Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог: Юров А.В., Михайлов М.В.
Уровень освоения программы: допрофессиональный
Направленность: техническая

Основной целью программы является комплексное изучение различных аспектов робототехники и робототехнических систем (РС), среди которых можно выделить следующие:

  • Основы робототехники.
  • Структура РС
  • Компоненты РС
  • Управление РС
  • Проектирование РС.
  • Применение РС

Программа разделена на теоретический и практический курсы, находящихся в неразрывной связи и идущих параллельно.

Теоретический курс предполагает изучение широкого круга задач по схеме «от простого – к сложному», начиная от основ робототехники, заканчивая вопросами проектирования реальных промышленных роботов. Для проведения теоретических занятий будет использовано современное дидактическое обеспечение и презентационное оборудование, в полной мере обеспечивающее наглядность и ясность излагаемого материала.

Практический курс касается различных аспектов построения РС по схеме «от элементов – к системе в целом», начиная от механической части робота, заканчивая программным обеспечение для его управления. Для проведения практических занятий будет использовано лабораторное оборудование на базе различных робототехнических компонентов, образцов реальных промышленных и мобильных роботов.

Большое внимание в программе будет уделено изучению вопросов проектирования РС и последующего их применения, что позволит будущим выпускникам эффективно использовать полученные теоретические и практические знания и умения в процессе получения высшего образования и последующей профессиональной деятельности.

Содержание программы направлено на развитие у учащихся интереса к любимому делу и сопутствующим направлениям техники, выработку самостоятельности и инициативы, умения и желания работать в коллективе, чувства ответственности, а также стремления повысить свою квалификацию.

Основы робототехники

Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Голубев И.А., Кутузова Г.Н.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Программа ориентирована на разносторонние интересы учащихся, в соответствии с их возрастом, характером и уровнем образования. Программа предусматривает гибкое сочетание предлагаемого теоретического материала с активной практической деятельности учащихся.

Цель программы - изучение учащимися основ современной робототехники и создание условий для приобретения ими практических навыков по решению предлагаемых технических задач в составе творческого коллектива, а также необходимых знаний и опыта для самостоятельного творческого решения поставленных технических задач.

Каждый из учащихся, в зависимости от собственных интересов и склонностей, имеет возможность получить углубленную подготовку в одном или нескольких направлений выбранной области техники.

«Основы спортивной радиопеленгации»

Возраст обучающихся: 8-17 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог: Левкина Л.Д.
Уровень освоения программы: углубленный
Направленность: техническая

Спортивная радиопеленгация – это синтез оперативной радиопеленгации и бега по пересеченной местности. В этом виде спорта ребенок получает разносторонние знания по радиопеленгации, телеграфной азбуке, знакомится с передающей и приемной радиоаппаратурой, обучается технике радиопеленгации и технике передвижения.

Материал в образовательной программе излагается по трем направлениям:

  1. теоретическая подготовка
  2. обучение технике передвижения
  3. обучение технике радиопеленгации.

Задачи программы: формирование мотивации к занятиям спортом вообще и спортивной радиопеленгацией в частности; обучение основам техники спортивной радиопеленгации, кроссового бега, лыжных ходов; овладение навыками быстрого и точного чтения карты в движении; общая физическая подготовка; укрепление здоровья, развитие зрительной и логической памяти, тактического мышления и устойчивости внимания.

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися на занятиях и во время соревнований. Участие в соревнованиях является обязательным элементом программы.

«Радиотехника»

Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 2 год
Педагог: Махров А.Л., Махрова В.В.
Уровень освоения программы: углубленный
Направленность: техническая

Данная программа является многопрофильной программой, ориентированной на разнообразные интересы и склонности обучающихся, зависящие от их возраста, характера, воспитания.

Цель программы – подготовка юных радиолюбителей широкого профиля в области радиосвязи.

Развивающая программа «Творчество в каждом из нас» (на базе ТРИЗ)

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Педагог: Трофименко Р.В.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Новизна программы:

  • Авторский подход к организации разнообразной деятельности по творческому применению знаний, к социально-личностному развитию ребенка.
  • Создание системы игрового взаимодействия с ребенком с целью освоения им алгоритма творческой деятельности, формирующей нестандартный способ мышления, развивающий логико-аналитические способности и склонности, как к точному, так и образному мышлению, обеспечивающий позитивное взаимодействие в системе семья – ребенок – педагог.
  • Реализация новой формы социального партнерства с учреждениями культуры, с семьей.

Особенностью образовательного процесса по программе является создание условий для сотворчества ребенка и родителя, их эмоционального сближения, приобретения ими конструктивного коммуникативного опыта взаимодействия; Системный подход к развитию личности ребенка (развитие мышления, формирование культуры изобретательского мышления, социально – личностное развитие); Программа содержит теоретическую, практическую части и социальное партнерство.

Данную программу рекомендуется использовать в УДОД в рамках интеграции общего и дополнительного образования и в ОДОД на базе школ и гимназий.

«Развивающее обучение дошкольников и младших школьников» «Познайка»

Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог: Браилица Е.И.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка.

Программа предназначена для развития мышления и формирования у детей 6-7 лет первоначальных представлений о математике и начальных представлений о слове, предложении, а также начальных умений моделирования.

Во время занятий развивается представление об окружающем мире, формируется логическое мышление и воображение, раскрывается творческий потенциал ребенка.

В программе используются игровые педагогические технологии. Структура программы строится с учетом знаний, умений и навыков детей 6-7 лет и предполагает постепенное углубление и расширение знаний в области математики и русского языка. Объекты моделирования подбираются, исходя из интересов обучающихся, с учётом их возраста, а также потребности детей в познавательной и творческой деятельности.

«Развитие интеллекта и творческих способностей (с элементами ТРИЗ) «Пифагорик» (студия раннего развития)

Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Гидзинская Л.Б.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в раннем развитии интеллектуальных и творческих способностей детей, в возрождении интереса детей к современной технике, в воспитании культуры поведения. Для этого необходимо развитие творческого потенциала в интеллектуальной, психической и духовной сферах, как одарённых детей, так и детей с проблемами развития с учетом возрастных и личностных особенностей, дошкольников и младших школьников.

Цель программы – развитие творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование системного подхода к явлениям окружающего мира.

Новизна программы состоит в том, что разработана система интегрированных занятий для детей младшего школьного возраста, включающая психологическую, интеллектуальную (теоретическую), практическую (закрепляющую) части. Каждое занятие имеет общую сюжетную линию, и дети имеют возможность прожить (проиграть) её, в игре выполняя упражнения, которые являются развивающими и обучающими, выполняя поделку для закрепления пройденного.

Программа направлена на адаптацию обучающихся к жизни: умение общаться с детьми и взрослыми, адаптацию к обучению в 1 или 5 классах, решение проблемных ситуаций.

«Технология творческого мышления» (основы ТРИЗ с элементами дизайна и профориентация)

Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог: Назаренко Г.В.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: художественная

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Сегодня востребованность в молодых людях с системным и творческим мышлением особенно необходима для успешной профессиональной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что в образовательном процессе в органическом единстве у обучающихся развиваются навыки самостоятельной творческой работы, элементы технологической и проектной культуры, как важные составляющие культуры современного человека.

Настоящая программа ставит ЦЕЛЬ:

  • создание условий для становления творческой личности, а также создание условий для реализации поисковой активности и приобретения навыков эффективного решения проблем.
  • создание условий для формирования общественно-активной творческой личности, способной эффективно решать собственные проблемы и проблемы социума.

Программа построена по спиральной структуре внутри каждой ступени обучения. Она предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие опыта творческой деятельности, умений и навыков детей от одного года обучения к другому. Программа является модульной по отношению к ступеням обучения. Учащиеся могут начать обучение с любой ступени программы имея необходимый минимум знаний.

«Введение в ТРИЗ. Мастерская изобретателя»

Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 4 года
Педагог: Рубина Н.В.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: научно-техническая

Новизна программы состоит в том, что ее основные блоки разработаны на основе системы качеств творческого мышления, необходимых для овладения методами научно-исследовательской деятельности и, соответственно в процессе освоения программы проводится диагностика развития именно этих качеств мышления.

Актуальность программы состоит в том, что в быстроизменяющемся мире современной цивилизации для детей наиболее важным является развитие мышления; формирование умений и навыков работы с информацией; знакомство с методами решения творческих задач.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы состоит в том, чтобы на различном материале, доступном детям младшего школьного возраста, раскрывать возможности творческого преобразования их собственного мира, формировать навыки изобретательского мышления с помощью методов ТРИЗ и создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.

Научные основы инновационных технологий. «Химико-техническое проектирование»

Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Давыдов В.Н.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Цель программы - создание условий для развития личности ребенка, а также формирование у учащихся основ проектной культуры преимущественно на материале химии, совершенствование предметных знаний, умений, навыков.

Основные концептуальные положения:

  1. Работа по программе должна строиться как неотъемлемый компонент системы среднего и дополнительного образования с учетом общей тенденции перехода к гуманистическому, личностно-ориентированному культуросообразному образованию (в рамках Концепции модернизации образования).
  2. Работа по программе должна быть тесно интегрирована с урочной работой по химии и другим предметам естественно-научного и гуманитарного циклов. В качестве оснований такой интеграции выступают содержание обучения химии и другим предметам и филогенетические закономерности развития исторических типов сознания и деятельности.
  3. Реализация программы предусматривает создание культуротворческой среды, обеспечивающей самореализацию и межличностное общение учеников как наследников и творцов проектной культуры.
  4. В основе реализации программы лежит система педагогических принципов. В качестве ведущего мы выделяем принцип гуманизации, поскольку он связывает основные педагогические понятия (воспитание, обучение, развитие), предусматривает ориентацию работы на развитие личности в соответствии с её природными задатками и сформировавшейся системой ценностей, что обеспечивает включение её в качестве “наследника” и субъекта в проектную культуру.

«Радиосвязь»

Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог: Стрибный О.Ю., Протацкий В.Г.
Уровень освоения программы: углубленный
Направленность: техническая

Целью данной программы является подготовка юных радиолюбителей широкого профиля в области радиосвязи.

Принцип организации учебного процесса в объединении, структура и содержание программы направлены на развитие у обучающихся инициативы, творческой самостоятельности, интереса к различным направлениям в радиосвязи, стремления повысить свою техническую и спортивную квалификацию

В программу первого года обучения входят: радиотелеграфия, английский язык для эфира, операторская подготовка, начальная техническая подготовка, проведение наблюдений в эфире за работой служебных и любительских радиостанций, практическая радиосвязь на коротких волнах и УКВ.

В программу второго года обучения входят:

обучение техники проведения международной радиосвязи; занятия по совершенствованию операторского мастерства; углубленное обучение скоростной радиотелеграфии и радиомногоборью; программирование и использования компьютера в радиосвязи.

Обучение в лаборатории осуществляется по различным направлениям в радиосвязи. В зависимости от интересов и склонностей обучающихся, каждый из них получает углубленную подготовку в одном или нескольких направлениях радиосвязи.

«Техника и творчество» с основами ТРИЗ

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Давыдова В.Ю., Матюшенко А.В.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Актуальность программы обусловлена:

  • необходимостью развития опыта творческой деятельности;
  • недостаточностью методик по развитию опыта творческой деятельности младших школьников на занятиях в детских объединениях начального технического моделирования (НТМ).

В программе органично сочетаются элементы НТМ с основами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в зависимости от тематики занятий. Для развития опыта творческой деятельности по данной системе на занятиях в детском объединении НТМ используются элементы ТРИЗ, творческие задания, задания по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Учащимся предоставляется возможность привносить свои личные знания, наблюдения, суждения в ходе изучения материала. Учащиеся изначально включаются в творческую деятельность во всех случаях, где имеется возможность осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала и его осмысление. Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности

«Теория решения изобретательских задач. Твори, выдумывай, пробуй»

Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог: Бондарева В.В., Слуцкер Т.М.
Уровень освоения программы: общекультурный
Направленность: техническая

Новизна программы состоит в авторском подходе к интеграции метода проектов и методов ТРИЗ, на основе коллективных творческих дел. Это способствует переходу от репродуктивных форм обучения к творческим формам обучения и формированию информационно-коммуникативных умений, таких как, умение работать в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссий, защита своей точки зрения и др. В образовательном процессе в органичном единстве у обучающихся формируется системно-диалектическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности, элементы технологической и проектной культуры, как важные составляющие культуры современного человека.

Программа ставит ЦЕЛЬ: развитие индивидуальных способностей и самореализация личности ребенка на основе формирования интереса к научно – техническому творчеству в процессе обучения методам решения изобретательских задач.

Программа предполагает постепенное расширение знаний и углубление их, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления творческого продукта.

 

Контакты

Тел.: +7-812-241-27-01 
Факс: +7-812-241-27-02

Ежедневно: 10:00-18:30

Почта: gorcentr@mail.ru

Фактический адрес: 191036, Россия, Санкт-Петербург, улица 6-я Советская, дом 3

Вход для пользователей


Письма выпускников

Шарики Узнай из первых уст о нашем Центре...
Прочитать... Написать...

Автопробег

Автопробег

"Нам дороги эти забыть нельзя..."

Петербургский экран

Петербургский экран

Международный фестиваль


Виват технари!

Виват технари!

Программа мероприятий для воспитанников центра

Спартакиада

Спартакиада

По техническим и прикладным видам спорта